Начинающий специалист, который только получил диплом и делает первые шаги на пути к профессиональному мастерству, всегда чувствует себя неуверенно. Поэтому наличие старшего наставника, который открыто и доброжелательно может оказать поддержку, облегчает процесс освоения трудовых функций молодым специалистом.

Цель. Изучить мнение учащихся медицинских ВУЗов о наставничестве в профессии.

Материалы и методы. Проведено одномоментное (поперечное) исследование, в котором приняли участие 649 обучающихся медицинских ВУЗов России. Они заполнили специально разработанную анкету на Google Forms, включавшую 28 вопросов. Распространение анкеты производилось путем рассылки в мессенджерах и социальных сетях в период с 01.12.2022 г. по 30.01.2023 г. Статистическая обработка проводилась в программе MS Exсel 2021 и jamovi.

Результаты. В исследовании приняли участие 509 девушек и 140 юношей (78,5% и 21,5% соответственно). Наиболее востребованными знаниями и навыками респонденты называли непосредственную практику с пациентами (84,4%), коммуникацию (54,6%), работу с медицинскими информационными системами (51%). По мнению респондентов, наставник наиболее часто необходим в освоении «жестких навыков»: повышение опыта в медицине (84,7%), профессиональная ориентация (65,6%). Примечательно, что среди студентов невысоко желание овладеть мягкими навыками – тайм-менеджментом (22,6%), целеполаганием (22,3%), составлением резюме (21,9%). Среди основных качеств наставника названы открытость (86,5%), желание делиться опытом (86,5%), высокий уровень профессиональных компетенция (81,9%) и взаимоуважение (67,1%).

Заключение. Исследование выявило высокую потребность в разработке и системном проведении мероприятий для
учащихся по выбору медицинской специальности и низкую востребованность «мягких» навыков.